«Папа Израиль, мама — Россия» — так с теплотой и любовью о двух государствах говорит уроженец нашего города, ныне – житель и гражданин Израиля Дмитрий МИХЕЕВ.
Недавно он побывал на малой родине, навестил в Кыштыме пожилых родителей. В круговерти дел и забот наш земляк выкроил время и пришёл в редакцию «Кыштымского рабочего».
Сердце Святой земли
С Димой мы знакомы давно – с юности. Уже тогда он не переставал удивлять своей эрудицией и неимоверной тягой к знаниям. Сначала закончил кыштымский филиал Южно-Уральского государственного университета по направлению «Радиотехника», затем пошёл по стопам отца – известного в Кыштыме юриста Бориса Николаевича Михеева и закончил Уральскую государственную юридическую академию. Одновременно учился играть на гитаре, помогал родителям вести небольшой семейный бизнес — магазин «РОСА», всё время посещал различные обучающие курсы и программы…
Не виделись мы с ним, по меньшей мере, лет пятнадцать. И вот в кабинет входит всё тот же улыбчивый и весёлый Димка. Правда, к сорока годам разве что чуть поправился. И акцент появился, протяжно произносит окончания некоторых слов. Впрочем, это неудивительно, ведь он уже десять лет живёт в Израиле, в самом сердце Святой земли – Иерусалиме.
– Мне с детства не давало покоя желание перебраться в Иерусалим и стать настоящим евреем, – рассказывает Дмитрий. – Мой дедушка по отцовской линии, Николай Львович Кац, был чистокровным евреем из рода первосвященников. Мама всегда воспитывала меня в уважении к отцу и его предкам. Повзрослев, я завёл связи с еврейскими общинами Челябинска и Озёрска. Однажды челябинцы организовали молодёжный семейный семинар, на который мне посчастливилось попасть. Там выступали разные лекторы, в том числе из Иерусалимского института изучения иудаизма. Я познакомился с лектором из Иерусалима, начал с ним общаться. Потом на сайте института увидел, что есть специальная программа для молодёжи в возрасте до 31 года. То есть если у тебя в роду есть евреи, то ты можешь приехать на Святую землю и бесплатно там учиться. Мне не удалось подтвердить свою принадлежность к еврейскому роду, поскольку в своё время в стране были гонения и преследования евреев, деду пришлось изменить национальность в документах. Я отправился на учёбу за свои деньги. Продал машину, гараж и уехал в Иерусалим. Два года проходил на базе института процедуру обращения в иудаизм. Всё это время я находился в стране в качестве туриста. Нужно было платить за обучение, проживание, медстраховку … Все мои сбережения быстро закончились, деньгами помогли родители, которые, кстати, не ожидали, что я останусь в Иерусалиме навсегда. Я подрабатывал в свободное от занятий время, но это были небольшие заработки, поскольку без гражданства я не мог устроиться на работу официально.
Несмотря на то, что Михеев первый год учился в институте на русскоязычном отделении, он много общался с носителями еврейского языка. Буквально через год кыштымец уже бегло и уверенно говорил на иврите.
После обращения в иудаизм нашему земляку выдали свидетельство об изменении религии. Этот документ даёт право претендовать на получение израильского гражданства. С этого времени Дмитрий уже начал пользоваться всеми теми правами, какие имеют коренные жители. Углубляя знания еврейских традиций и истории, он продолжил обучение в институте ещё два с половиной года, работая в студии при своей альма-матер. В этом институте не выдают диплома, но это, по сути, явилось третьим высшим образованием.
Оформляя подтверждение двух российских дипломов, Дмитрий получил лицензию инженера электроники в Израиле.
– В аудиториях велась съёмка видеоуроков, – говорит мой собеседник. – Я занимался обработкой видео. Денег я не получал, но зато мог бесплатно продолжать обучение и жить в общежитии. Потом я стал работать помощником преподавателя в институте, где обучают электронщиков и программистов. Я обучал студентов Arduino-проектам. Это, можно сказать, практическая сторона в изучении программирования и электроники. В Израиле вообще делается ставка на высокие IT-технологии и биоинженерию, поскольку именно за ними будущее.
Затем почти шесть лет Дима работал в электронной лаборатории, разрабатывающей системы навигации городского транспорта. В начале пандемии он попал под сокращение и почти два года оставался не у дел. Однако всё это время он вполне безбедно жил на пособие по безработице, которое в переводе на наши деньги составляло больше 100 тысяч рублей. Всё свободное время Дмитрий занимался личностным ростом, единоборствами, самообразованием, добрыми делами. В Израиле распространено добровольчество в разных сферах жизни. Например, если ты можешь и хочешь поработать на природе, на ферме, то есть приложение, которое показывает, в каких угодьях, есть необходимость в помощи. Связываешься с аграрием или фермером и организованно безвозмездно помогаешь израильскому сельскому хозяйству, а одновременно оздоравливаешься после работы в офисе.
Увлёкся и составлением генеалогического древа. Теперь Михеев знает своих предков вплоть до 1650 года.
Дмитрий соблюдает еврейские традиции. Научился даже не праздновать Новый год. На Святой земле, что-то похожее это государственный праздник – День независимости Иерусалима, когда
израильтяне выбираются на природу с мангалом готовить шашлыки, поэтому в шутку некоторые русскоязычные их называют «мангалоиды».
Духовный путь
Несмотря на трудности, я очень люблю обе страны. Всем говорю, что Израиль для меня – это папа, а Россия – моя мама.
– Согласно моему духовному пути важны первоисточники, основополагающие вещи, ценности, – продолжает Дмитрий. – Россия прошла крещение и прочие заморские влияния, но русский дух – это что-то неистребимое, несмотря ни на какие духовные метаморфозы. Смекалка, находчивость, скромность, уважение возраста и учёности, упорство в стремлении к добру, разумность – вот качества, которые, по-моему мнению, составляют русский дух. Нужно сказать, что иудаизм – это своего рода «закрытый клуб», в отличие от христианства и ислама, которые возникли под его влиянием. Быть евреем – большая ответственность, ведь необходимо соблюдать 613 заповедей, но с другой стороны, если не будешь соблюдать, тебя не изгонят и не навредят. Ты сам решаешь, как продвигаться по жизненному пути и на каком уровне интеллигенции жить. Однако каждый еврей – это орган одного общего тела – народа. Поэтому евреи не агитируют вступать в этот клуб. Быть искренним и сберечь имя – это то, что важно, а иудаизм, если хотите в одном предложении, – не делай другому того, чего бы не хотел, чтобы сделали тебе. Одним из важнейших понятий, относящихся к построению еврейской семьи – это святость (отделённость). То есть мужчине нельзя дотрагиваться до еврейской девушки или женщины до свадьбы и даже знакомиться считается дурным тоном, так как не принято «идти за глазами». Знакомят свахи или общие друзья и родственники. Этим обеспечивается построение союза, основанного на неприходящих истинных ценностях и чистота рода от нежелательного потомства. Ещё еврейские мудрецы говорят, что лучше брать в жёны девушку из твоего города. И действительно, так как я холост, буду рад посредством редакции познакомиться с девушкой из Кыштыма (контакты для связи с Дмитрием есть в редакции газеты — Авт.)
С каким увлечением и теплотой Дмитрий рассказывал об Израиле, с такой же любовью и ностальгией он отзывался и о родном Кыштыме — станице мастеровых.
– Кыштым безумно люблю, – продолжает Дмитрий. – Люблю людей, уральскую природу, здесь особая энергетика места. Да и как я могу не любить Кыштым, ведь тут я появился на свет и прожил до 30 лет?! Вернуться сюда жить постоянно у меня в планах нет. Я вернулся на историческую родину, откуда мои предки более 2000 лет назад были изгнаны и расселились по всему миру. Это вообще феномен, как народ сохранился и вернулся на свою землю. Но я хочу поддерживать Кыштым, сохранять связь с ним и с российской культурой вообще.
Пожалуй, я готов и мог бы вести какой-то совместный бизнес с кем-то из кыштымских или вообще южноуральских производителей, способствовать культурному обмену. Взять, к примеру, рыбу. Да-да, обычную озёрную рыбу. В Израиле рыба выращивается в искусственных озёрах, поэтому, наверное, она не такая вкусная. Другое дело – рыба из наших уральских озёр. Судак, щука, окунь… Первым делом, когда я приехал в Кыштым, я купил здесь сигу и сготовил с мамой рыбный пирог. Израильтяне тоже любят рыбу, больше, красную. Было бы здорово наладить в Израиль поставки рыбы из России, а также бурильного строительного оборудования, электроники, целебных трав и чаев, замороженных ягод, трикотажа, леса, украшений, сувениров, детских игрушек и прочего.
Жить надо, жить!
Каждое лирическое отступление, даже если оно и начиналась с рассуждений о Кыштыме, вскоре возвращало наш разговор обратно, на Святую землю. Разумеется, я не могла не спросить Дмитрия об израильской медицине.
– Ты знаешь, когда я только приехал в другую страну, то поначалу болел время от времени, – признаётся земляк. – В основном, это были простудные заболевания, бронхиты. Последние несколько лет у меня не возникает проблем со здоровьем. В Израиле система медицинской помощи выстроена таким образом, что там попросту не дают человеку болеть. Развита сеть так называемых больничных касс. Это наподобие наших страховых компаний. За кассами закреплены конкретные поликлиники, которые конкурируют между собой. Человек может выбрать любой тариф, за который он регулярно платит. В эту сумму входит определённый перечень медицинских услуг, которые предоставляются в рамках страховки. За всё остальное придётся платить дополнительно. Если ты вдруг оказался на больничной койке, никто там не будет тебя долго держать. Даже после операции на сердце пациентов выписывают домой буквально через день-другой. Некогда там лежать и болеть. Жить надо, жить! Лично я ощущаю себя в плане здоровья полностью защищённым. У меня есть свой лечащий врач, которому я могу в любое время суток задать вопрос через интернет и получить консультацию. Доступность медицинской помощи в Израиле, безусловно, на высоком уровне. Но это касается граждан страны. Если, к примеру, я перевезу туда своих пожилых родителей, они на медицинской помощи быстро разорятся. Так, например, один только вызов «скорой» обойдётся им в 1 800 шекелей, в переводе на российские деньги – это порядка 40 тысяч рублей. В Израиле мощно выстроена система профилактики заболеваний. Вот уж действительно, где наглядно работает принцип: болезнь легче предупредить, чем лечить. Все граждане обязательно проходят ежегодную диспансеризацию. Я, например, сдаю анализ крови. Однажды оказался повышен холестерин, лечащий врач подкорректировала мне диету и физические нагрузки. С тех пор холестерин в норме. Если не обследоваться и вовремя не обнаружить какие-либо отклонения в здоровье, потом это аукнется серьёзными заболеваниями, которые лечить и долго, и дорого.
В условиях пандемии израильтяне тоже не высиживали и не ждали у моря погоды. Они одними из первых в мире прошли вакцинацию от ковида препаратами Pfizer и Moderna. Дмитрий, к слову, привился вакциной Pfizer уже 4-й раз.
– Летальность от коронавируса у нас была и остаётся ниже, чем в других странах, – говорит Михеев. Поначалу меры были более жёсткие. Во время локдаунов не разрешалось отходить от своих домов дальше, чем на 100 метров. За отсутствие масок в общественных местах штрафовали. Между разными районами города были установлены полицейские посты. Сейчас, когда в Израиле сменился премьер-министр — подход другой. Но всё в своё время.
Дмитрий живёт в центральной части Иерусалима. Снимают вскладчину ещё с двумя молодыми людьми трёхкомнатную квартиру. Цены на покупку жилья в Израиле неподъёмные. К примеру, обычная двухкомнатная квартира для семьи в среднем продаётся в Иерусалиме за 50 миллионов рублей.
– Хоть у меня нет в Израиле собственной крыши над головой, живу на съёмной квартире, – но я всей душой чувствую, что Израиль – это мой дом, – признался наш земляк. – Я счастлив, что в своё время не ошибся с выбором и пошёл верным путём. Жить в гармонии с собой – это, наверное, и есть смысл жизни.
Автор — Надежда КРАСНИКОВА.